dernaive (dernaive) wrote,
dernaive
dernaive

Неосуществившиеся планы.

Неосуществившиеся планы, или самый длинный текст на юридическую тему в этом журнале. 

Все началось с того, что увидев кое-где упоминание о новом законе, который все журналисты называют почему-то "О защите чувств верующих", я решил немного поерничать на эту тему. То есть не на тему чьих-либо чувств, а на тему чьего-либо закона. В том смысле, что нечего депутатам госдумы велосипед изобретать, надо опытом прошедших товарищей пользоваться. Взять допустим старый уголовный кодекс и скомуниздить оттуда текст соответсвующей статьи. Или главы. Или деже целого раздела. Для чего я взял и написал такой вот текст:

"Вот интересно, деды наши, прадеды и другие наши пращуры умней нас были, глупее или такие же? Я не про образованность, нет. Образованность в одной даже семье, она от верху к низу скакать может сколько угодно. Я про ум. Про ум, как способность соображать, отчетливо мыслить, делать выводы и, на основе чего, совершеть правильные поступки.
Вот мне кажется, что не глупее, как минимум. Это иногда. А иногда совсем даже наоборот. С чего бы мне это интересно стало возникает вопрос у прочитавшего эту ахинею. А с Уголовного, простите, кодекса. Но не РФ, а РСФСР 1926 года. Глава четвертая."

Написал, хотел уж было приложить текст той самой главы четвертой, и задумался. 1926 - это только прадеды ведь. А пращуры, пожалуй, постарше будут. И полез искать список Русской правды, как первого опыта кодификации российского законодательства. 

Нашел пространную редакцию Правды и перечитал ее от корки до корки. Благо те самые пращуры разводить антимонии не любили и жили по законам коротким как выстрел. Так вот ни о каких чувствах верующих в Русской правде не упоминается вообще и слово "бог" присутствует там исключительно в смысле божьего суда, под коим предки понимали поединок.

И я полез дальше, перепрыгнув восемь с лишним столетий. В Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Интереснейший, надо сказать документ. Зря его в свое время не прочел весь, а ограничился цитатами в учебнике по истории российского права. 

Вот там такая статья есть: "1012. Продавцы квасу, за держаiе онаго въ боченкахъ съ мѣдными кранами, подвергаются денежному взысканiю одного рубля за каждый боченокъ, и боченки съ медными кранами у нихъ отбираются безъ всякаго за то вознагражденiя".

Что плохого предки видели в медных кранах, честное слово не знаю. Зато теперь отчетливо представляю, что предки дупмали насчет православной веры и соответсвующей церкви. А они об этом думали, несмотря на крепостное право и прочие жизненные мелочи. Причем думали много и, судя по всему, продуктивно. В Уложении этой тематике посвящен целый раздел о четырех главах, содержащий статьи с 182 по 257. Называется: "Раздѣлъ вторый. Преступленiяхъ противъ вѣры и о нарушенiи ограждающихъ оную постановленiй".

И мало того, что я его прочел весь вплоть до разорения могил, так я еще и поставил себе целью подобрать наказание известным преступным кощуницам. И прям в самом начале увидел такую вот, вполне подходящую вроде бы, статью: 


"182. Кто дерзнетъ публично въ церкви съ умысломъ возложить хулу на славимаго въ Единосущной Троице Бога, или на Пречистую Владычицу нашу Богородицу и присно-Дѣву Марiю, или на честный Крестъ Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа, или на безплотныя Силы Небесныя, или на Свягыхъ Угодниковъ Божiихъ и ихъ изображешя, тотъ подвергается:

лишешю всѣхъ правъ состояния и ссылке въ каторжную работу въ рудникахъ на время отъ двенадцати до пятнадцати лѣтъ, а если онъ по закону не изъятъ отъ наказанiй телесныхъ, и наказанiю плетьми чрезъ палачей въ мѣрѣ, опредѣленной статьею 21 сего Уложенiия для третей степени наказанiй сего рода, съ наложенiемъ клеймъ.

Когда сiе преступленiе учинено не въ церкви, но въ публичномъ месте или при собранiе более или менѣе многолюдномъ, то виновный приговаривается:

къ лишенiю всѣхъ правъ состоянiя и къ ссылкѣ въ каторжную работу на заводахъ на время отъ шести до восьми летъ, а если онъ по закону не изъятъ отъ наказанiй телесныхъ, и къ наказанiю плетьми чрезъ палачей въ мѣрѣ, опредѣленной статьею 21 для шестой степени наказанiй сего рода, съ наложенiемъ клеймъ".

Чтоб было понятно: третья степень телестных это 80-90 ударов плетьми, а шестая - 50-60. То есть наказание, что ни на есть суровое. Про шесть лет каторги минимум, я вообще молчу. Это не два года колонии, это круче будет.

Опечаленный суровыми нравами предков, я подумал, что песнь кощуниц вроде бы не на троицу бога и богородицу возлагала хулу, и немного успокоившись стал читать дальше. А дальше там говорят о наказаниях за написание вот таких вот постов (в современном смысле слова "пост", конечно):

"188. Изобличенные въ такъназываемомъ кощунствѣ, то есть язвительныхъ насмѣшкахъ, доказывающпхъ явное неуваженiе къ правиламъ или обрядамъ церкви Православной, или вообще Христiанства, приговариваются:

къ заключешю въ тюрьме на время отъ шести мѣсяцевъ до одного года.
Если однакожъ будетъ призвано, что виновный не имѣлъ намѣренiя произвести соблазнъ и оказать неуважеше къ вѣрѣ, а сдѣлалъ сiе по неразумiю, невѣжеству или пьянству, то онъ наказывается:
Арестомъ на время отъ трехъ недеѣль до трехъ мѣсяцевъ, смотря по обстоятельствамъ болѣе или менѣе увеличивающимъ или уменьшающимъ вину его.

197. Кто въ проповѣди или сочиненiи будетъ усиливаться привлекать и совращать Православныхъ въ иное, хотя Христiанское, вѣроисповъѣданiе, или же еретическую секту, или раскольническiй толкъ, тотъ за сiе преступленiе подвергается:

въ первый разъ лишенiю нѣкоторыхъ, на основанiи статьи 53 сего Уложенiя, особенныхъ правъ и преимуществъ и заключенiю въ смирительвомъ домъ на время отъ одного года до двухъ лѣтъ;
а во вторый заключенiо въ крѣпости на время отъ четырехъ до шести лѣтъ, также съ потерею нѣкоторыхъ, по статьѣ 53, особенныхъ правъ и преиму-ществъ;
въ третiй же разъ онъ присуждается къ лишенiю всѣхъ особенныхъ лично и по состоянiю присвоенныхъ ему правъ и преимуществъ и къ ссылкѣ на житье въ губернш Томскую или Тобольскую, съ заключенiемъ на время отъ одного года до двухъ лътъ, или, буде онъ по закону не изъятъ отъ наказанiй тѣлесныхъ, къ наказанiю розгами въ мѣрѣ, опредѣленной статьею 35 сего Уложенiя для четвертой степени наказанiй сего рода и къ отдачѣ въ исправительныя арестантскiя роты гражданскаго вѣдомства на время отъ двухъ до четырехъ лѣтъ.
Тѣ, которые будутъ, завѣдомо и также съ намѣренiемъ совратить Православныхъ въ другое вѣроученiе, распространять таriя проповѣди и сочиненiя, подвергаются:
заключению въ смирптельномъ домѣ на время отъ ше¬сти мѣсяцевъ до одного года, смотря по опредѣляемой судомъ мѣрѣ вины ихъ".

Убоявшись и даже испугавшись арестанской роты даже по гражданскому ведомству после ссылки в Тобольскую губернию и шести лет крепости, я все-таки продолжил чтение. То есть я этот раздел временно бросил и решил посмотреть что там за кощунственное отношение к особе государя Императора полагается. Говорят, что у нас его сейчас конституцией не предусмотрено, но все равно интересно. Вдруг чего. Надо ж знать к чему готовиться-то. И узнал, что опять ничего хорошего кощуницам не светило бы. А светило следующее:

"268. Кто осмѣлится произнести, хотя и заочно, дерзкiя оскорбительныя слова противъ Государя Императора, или съ умысломъ будетъ повреждать, искажать или истреблять выставленные въ присутственномъ или публичномъ мѣстѣ портреты, статуи, бюсты или иныя изображенiя Его, тотъ за сiе оскорбленiе Величества присуждается:
къ лишешю всѣхъ правъ состоянiя и къ ссылкѣ въ, каторжную работу на заводахъ на время отъ шести до восьми лѣтъ, а буде онъ по закону не изъятъ отъ иаказанiй тѣлесныхъ, и къ наказанiю плетьми чрезъ, палачей въ мѣрѣ, определенной статьею 21 сего Уложенiя для шестой степени наказанш сего рода, съ наложешемъ клеймъ.
Если виновный дозволилъ себѣ в сiи дерзкiя слова или поступки въ пьянстве безъ преднамѣреннаго на то умысла, то онъ приговаривается: къ заключенiю въ смирительномъ домѣ на время отъ шести мѣсяцевъ до одного года.
269. Бывшiе свидетелями означенныхъ въ предшедшей 268 статьѣ дерзкихъ поступковъ иди словъ и непрепятствовавшiе онымъ, а равно и недонесшiе о нихъ ближайшему мѣстному начальству, приговариваются:
къ аресту на время отъ трехъ недѣль до трехъ мѣсяцевъ, смотря по обстоятельствамъ, болѣе или менѣе увеличивающимъ или уменьшающимъ вину ихъ".

Тут сразу две статьи, да. Чтоб присутсвующие и недонесшие тоже понимали, что так делать нельзя и доносить нужно как можно быстрее, для чего неплохо знать где находится местное начальство. Но государя-императора пока у нас все-таки нет. Зато статья полностью подходящая хулиганящим в церкви в Уложении имеется:

"231. Кто, въ церкви или въ другомъ какомъ-либо мѣстѣ посвященномъ Богослуженiю, будетъ во время совершешя онаго нарушать должное благоговѣнiе, или же, къ соблазну другихъ, являться туда пьяный и въ видѣ развращенномъ, пли же неприлично-громкимъ крикомъ, хохотомъ, или инымъ шумомъ и вообще неблаговидными поступками причинитъ соблазнъ, отвращая вниманiе молящихся отъ службы Божiей, тотъ, смотря по мѣрѣ вины и сопровождавшiмъ оную обсто¬ятельствамъ подвергается:
денежному взысканiю отъ пятидесяти копѣекъ до одного рубля,
или аресту на время отъ трехъ до семи дней.
Въ случае однакожъ, когда отъ неприличныхъ его поступковъ произойдетъ замешательство или остановка въ совершаемомъ богослужении, то онъ приговаривается:
къ аресту на время отъ трехъ недель до трехъ мѣсяцевъ".
 

Оказывается наши предки при своем крепостном праве достаточно спокойно относились к хулиганствующим в храме кощуницам. Хотя брали с них по целому рублю и могли на целых три месяца арестовать.

Братцы, у нас чай с квасом были защищен от хулиганов крепче церкви в материальном плане. Кроме "квасной" статьи еще и "чайная" была:

"1073. Кто изъ торгующихъ чаемъ будетъ продавать чай Копорскiй (именуемый Иванъ-чаемъ) въ смѣшенiи съ Китайскимъ или особо, тотъ подвергается:
денежному взысканiю отъ пятидесяти до двухъ сотъ
рублей,
смотря по количеству найденнаго у него или уже проданнаго имъ такого чаю, и весь сей чай истребляется.
Если онъ будетъ изобличенъ въ семъ нарушенш установденныхъ правилъ болѣе двухъ разъ, то
лишается права торговать чаемъ".
 

А еще предки не могли терпеть чудес, кроме чудес церковных. И не только не могли терпеть, но и боролись с ними законодательно. И с колдунами боролись, и с волшебниками. 

"1161. Тѣ, которые, хотя и безъ нарушенiя должнаго уваженiя къ священнымъ или освященнымъ чрезъ употреблеше въ Христiанскомъ богослуженiи предметамъ, будутъ, равномѣрно пользуясь легковѣрiемъ простыхъ или слабоумныхъ людей и выдавая себя за колдуновъ или чародѣевъ, представлять имъ мнимыя виденiя, или же приготовлять и раздавать или продавать мнимо-волшебные напитки или иные составы, имѣющiе будто бы сверхъ естественныя силы и дѣйствiе, или же какiе-либо, подъ названiемъ талисмановъ или инымъ, также будто бы очароваяныя вещи, подвергаются за сiе:
въ первый разъ аресту на время отъ семи дней до трехъ мѣсяцевъ;
а во вторый заключенiю въ смирительномъ домѣ на время отъ шести мѣсяцевъ до одного года, смотря по обстоятельствамъ, болѣе или менѣе увеличивающимъ или уменьшающимъ вину ихъ.
Если однакожъ будетъ доказано, что употребленiе тѣхъ напитковъ и составовъ или иныхъ средствъ мог¬ло, или и должно было имѣть вредныя послѣдствiя для безопасности здоровья какого-либо лица или нѣсколь-кихъ лицъ, то виновные въ приготовленiи и раздаче или продаже оныхъ приговариваются:
къ потерѣ нѣкоторыхъ, на основати статьи 53 сего Уложенiя, особенныхъ правъ и преимуществъ и къ заключенно въ смирительномъ домѣ на время отъ одного года до двухъ лѣтъ,
также смотря по обстоятельствамъ, болѣе или менѣе увеличивающимъ или уменьшающимъ вину ихъ; когдаясъ отъ употреблешя сихъ напитковъ кому-либо причинится смерть,
то виновный предается сверхъ того, буде онъ Христiанинъ, и церковному покаянiю по усмотрѣнiю своего духовнаго начальства.
Примтьчанiе. Именующiе себя чародеями или кудесникаии инородцы Сибирскiе и другие, когда они въ семъ только слѣдуютъ суевѣрнымъ правиламъ своего закона и соединенные съ тѣмъ обряды исправляютъ лишь для своихь единовѣрцевъ не подвергаются наказашямъ, въ сей статьѣ опредвѣленнымъ".

Колдовать запрещено и все тут, говорит нам эта статья. Шаманить можно. Но только инородцам сибирским. То есть сейчас, по нынешним меркам,  никому нельзя ни колдовать, ни шаманить. То есть можно, но через покаяние и пять лет в смирительном доме.

В целом Уложение о наказаниях уголовных и исправительных настроение не портит. Кодекс, как кодекс. Там даже про прописку с паспортами есть. По-моему, именно из-за этого вот второго раздела Уложения наших законодателей после революции качнуло, или даже мотнулу в противоположную сторону. В Уголовный кодекс РСФСР 1926 года. Они там тоже раздел про религию сделали. Правда, простите за каламбур, решили быть краткими, как Русская правда и не рассусоливать.

"Глава четвертая
Нарушение правил об отделении церкви от государства
122. Преподавание малолетним или несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах или с нарушением установленных для этого правил влечет за собой - исправительно-трудовые работы на срок до одного года.
123. Совершение обманных действий с целью возбуждения суеверия в массах населения для извлечения таким путем каких-либо выгод - исправительно-трудовые работы на срок до одного года с конфискацией части имущества или штраф до пятисот рублей.
124. Принудительное взимание сборов в пользу церковных и религиозных групп - исправительно-трудовые работы на срок до шести месяцев или штраф до трехсот рублей.
125. Присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публично-правовых функций и прав юридических лиц - исправительно-трудовые работы на срок до шести месяцев или штраф до трехсот рублей.
126. Совершение в государственных и общественных учреждениях и предприятиях религиозных обрядов, а равно помещение в этих учреждениях и предприятиях каких-либо религиозных изображений, - исправительно-трудовые работы на срок до трех месяцев или штраф до трехсот рублей.
127. Воспрепятствование исполнению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан, - исправительно-трудовые работы на срок до шести месяцев".

Несмотря на все вышеизложенное. То есть совершенно наплевав на все вышеизложенное и короче говоря. Жить-то нам все равно по действующему законодательству придется, как бы законодателей из стороны в сторону не носило. Но мне почему-то вариант 1926 года нравится больше. Хотя к большевикам (опять же простите за каламбур) я с осторожностью отношусь. На этом как бы все. 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments