?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

И Наина таки была, не обманули. Я когда вчера пытался изгаляться над большим искусством оперы и балета, совершенно не думал, что оно так быстро нанесет ответный удар.
Ходил я в оперу-то. Ходил. Опера называется Руслан и Людмила, музыка сами знаете чья, по мотивам сами знаете кого. Про актерско-оперный состав я распространяться не буду, кому интересно, посмотрят где-нибудь еще. Скажу только, что пели замечательно, а насчет обещанной Образцовой - надули. И, кажется, я понимаю почему.
Мне, когда говорили о новом прочтении и "пропении" старого сюжета, я не то чтобы мимо ушей пропустил, но не напрягся даже. Голоса отличные, музыка гениальная, сюжет... А еще Большой театр ведь. В общем не напрягся я зря.

Хотя начало не предвещало. Отъехал занавес. Замечательная штука, кстати, вся в двуглавых орлах с подписями Россия, чтоб не перепутали. Отъехав, занавес открыл синевато-красный русский терем в псевдомосковском стиле эпохи Ивана Васильевича. По сцене были расставлены столы, за столами сидели девицы в кокошниках и мужики в одеждах польской шляхты и Ивана из кино про Морозко. Пили, ели, закусывали.
Шла свадьба Руслана и Людмилы. Пропев отказы Фарлану с Ратмиром, Людмила с папиного одобрения хотела было уж за Руслана, но тут все начали водить хороводы вокруг столов и притащили маленького мужика в карикатурной чалме с бородой на весь хоровод. Черномор, - подумал я, - что-то рановато. Не успели допеть как бы, а уже женщин воруют. Но ошибся.
Потому что вслед за карикатурой на Черномора выкатилась и забегала по сцене карикатурная голова, карикатурный Финн и карикатурная старушенция типа Наина. И толстый бородатый викинг в рогатом шлеме с кухонным топориком для разделки мяса, которого я не опознал. Викинг поймал голову и отвесил ей пару фофанов. Всем повеселело. Но Людмилу все-таки украла какая-то сволочь. Не скажу какая, потому что того куска сцены, где крали я не видел.
Спохватившись и погоревав, Светозар пообещал бадью портвейна полцарства и жениться и снарядил погоню на конкурсной основе из трех конкурсантов. Тут все как бы кончилось и сцену загородили. Но не занавесом а экраном. На экране показали мужика жутко похожего на покойного Джобса в длинном плаще и черных джинсах и женщину, жутко похожую на Наину после химии. Они смотрели друг на друга и разговаривали. Молча. Но с титрами. Тиры были видны только из партера, поэтому все-таки молча. О том, что на экране разговаривают Финн и Наина, зритель должен был догадаться самостоятельно. Дураков не было, догадались все.
Открывшаяся после экрана декорация напоминала давешнюю ресторацию, но во время уборки. Всего лишь перевернутые сиулья на неперевернутых столах, хотя в новом прочтении могли и наоборот. Пели "та самая Наина" и Фарлан. Пели Финн и Руслан. Причем Финн пел с финским акцентом, а Руслан пел в куртке типа Аляска и штанах с карманами. Наина и Фарлан так же оказались стилизованы под модников ранних девяностых. Зачем Наина таскала за собой шкуры убитых песцов я так и не понял, зато по совершенно недвусмысленным жестам Фарлана, танцующего на столе стриптиз вместе со своим голым торсом все поняли, что именно и как именно он сделает с Людмилой если найдет.
Долго ли коротко сказывалась сказка. Но опять сменили декорации и Руслан пришел к Голове. На словах "о поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями" зрителям открылся горный пейзаж камуфлированного цвета. По пейзажу были рассеяны мертвые кости в виде трупов в советско-натовской военной форме. Половина зала тут же вспомнила "По танку вдарила болванка" и "Четыре трупа возле танка". Правда, трупов было больше чем четыре, а танков не было вовсе.
Руслан в неизменной Аляске испугался и пятясь задом, с необыкновенной ловкостью залез на самую высокую точку декорации (под потолок) и забился в угол. Откуда запел. Пел красиво. За что ему кричали браво, хлопали и ждали голову. Не зря.
Голова появилась на скинутой сверху тряпочке типа экран. Лысая, наголо проекционная голова (хотя некоторые обозвали ее неканонической еще вчера) поведала Руслану куда и зачем ему ийтить. И пропала вместе с экраном. Начался антракт.
Я хочу сказать, что буфет по-прежнему на седьмом этаже, там офигенно дорогой коньяк, средней паршивости кофе, но зато шоколадки "Вдохновение", как и в детстве там есть.
После антракта началось соблазнение Руслана с Ратмиром. В декорациях беленького борделя на диком западе типа салун. Внизу общий зал, а наверху, во втором свету балюстрада с номерами и женщинами легкого поведения, то есть с хазарскими девами прекрасной наружности. Назначение помещения сценически подтверждалось поведением и полуголым видом этих самых хазарских дев на любой вкус. Главой борделя выступила Наина. О чем много пели и бегали по лестнице туда-сюда непонятно зачем. В перерывах между беготней, Руслана с Ратмиром соблазняли долго, умеючи (где они столько профессионально настроенных хазарских дев нашли только) и даже принесли им домашние шлепанцны. Пели замечательно, но тут вмешался Финн и уберег Руслана от непоправимого. Тут все кончилось и начался второй антракт.
После антракта началась сцена соблазнения Людмилы Черномором в одноименном замке чисто белого цвета. Соблазняли ее пением, что для оперы нормально и цирком из поваров и горничных. Повара делали игрушечную пицу, жонглировали ингридиентами и сковородками. Людмила не соблазнялась. Тут как по волшебству поднялся проем в декорации и открылся магазин женского белья и обуви. Людмила не соблазнялась. Тут открылся другой проем побольше. В поеме обозначилась стеклянная клетка. В клетке стоял столб, загримированный под сосну. Под столбом торчали зелененькие кустики, а из столба торчал сук. На суку сидел настоящий попугай. Под попугаем целовались в засос. Людмила смотрела и не соблазнялась.
Я смотрел на попугая, попугай смотрел на меня. В это время вокруг стеклянной клетки, по сцене большого театра бегали голые и полуголые тетки и девушки. Людмила почему-то не соблазнялась, хотя тоже нарезала кружок вокруг столба для пробы.
Черномору это не понравилось и на сцену выпустили лысого, татуированного культуриста типа молодого Шварценеггера. Поиграв мышцами, культурист оказался массажистом, завалил Людмилу на кровать, начал с икроножных мышц и стал подниматься все выше и выше. Обслуга замка пела, Людмила массировалась и отвергала, а массажист делал свое дело.
Кончилось тем, что Людмила пошла танцевать с массажистом, но тут приперся Руслан в своей неизменной аляске, штанах и с ножиком типа меч-кладенец. Посомневавшись он вызвал белого Черномора на бой и выиграл. Повара и обслуга замка делали ставки. Пока побеждался Черномор, Людмила заснула была украдена Фарланом и увлечена обратно в княжий терем женица.
Квелая Людмила с расплывшимся макияжем и съехавшим на затылок кокошником спала сидя за столом, а Фарлан пытался на ней жениться. В зале на полном серьезе и громко уже была поднята тема "передоза", как пришел Руслан одел Людмиле колечко и все хорошо кончилось.
Прошу прощения за такое длинное либретто. Мой незамысловатый взгляд может, да и не только может, а и отличается от взгляда режиссера-постановщика и художника по костюмам в одном лице. Не, я люблю новшества, но не в таком количестве сразу. Мне бы постепенно как-нибудь и понемногу. Зал разделился приблизительно пополам: кто кричал позор, кто кричал браво. Кто аплодировал, кто свистел. Правда никто не свистел артистам и дирижеру. Но четвертая часть зрителей ушла еще до второго антракта.
У меня не осталось однозначного мнения от оперы. Но я считаю, что надо сходить и посмотреть самому это, по крайней мере, очень интересно и запомнится. Я такого не видел никогда, хотя в 1984 году смотрел в тбилисском театре мимики и жеста "Малую землю" по книге дорого Леонида Ильича Брежнева. А поют-то как, черти. Как поют...
Завтра фотографий немного добавлю. Не сцены, нет. В фойе немного телефоном. После ремонта ведь.

Большой снаружи и внутри.


Занавес и я в большом зеркале Большого театра

Комментарии

sandro_iz_che
3 ноя, 2011 07:02 (UTC)
Зато теперь понятно, почему гала-концерт у Чернякова вышел такой унылый - вся фантазия ушла в голых девок
dernaive
3 ноя, 2011 07:10 (UTC)
Нет, а может он прав? Авторы так сказать оперетты (либретто так уж точно) как бы были из бабников. Может это честный авторский взгляд на произведение, скрытый от нас ханжами?
Он, кстати, неожиданно нормальным, негламурным мужиком выглядел на поклонах. Высокий, упитанный в костюме. Не Виктюк как бы.
sandro_iz_che
3 ноя, 2011 07:14 (UTC)
Вот они, узнаю их - вечные терзания российской интеллигенции!!! ("А, может, в этом и есть сермяжная правда...")
Пусть бы оперетку с канканом и ставили в более подобающем месте
dernaive
3 ноя, 2011 07:49 (UTC)
Терзания, ага. Судя по происходящему, в нашей стране любое место исключительно подобает для оперетки с канканом. Театр-то почему должен оставаться заповедником? Даже если он Большой. Пусть живут как все.
Актеров жалко было. Очень робко выходили кланяться. С опаской как бы не прилетело чего. Со второго раза вполне могут начать яйца с помидорами кидать. С первого просто никому и в голову не пришло на премьеру в большом тухлые яйца брать.
sandro_iz_che
3 ноя, 2011 07:54 (UTC)
кроме актеров жалко еще детей, которые раньше других Русланов не видели.
dernaive
3 ноя, 2011 07:57 (UTC)
Ха. Там просьба висела, чтоб без детей. В смысле, что дети до шестнадцати не допускаются.
sandro_iz_che
3 ноя, 2011 08:00 (UTC)
думаю, что этот шедевр не проживёт у них и одного сезона
dernaive
3 ноя, 2011 08:27 (UTC)

Один сезон он просто обязан прожить. Это надо видеть всем (што ж только нам штоль веселиться-то?).

sandro_iz_che
3 ноя, 2011 08:33 (UTC)
не поеду, даже и не уговаривайте!
dernaive
3 ноя, 2011 08:43 (UTC)
Ну если гора не идет к Магомету... Боюсь, что их отсюда выпрут и чтоб заработать по городам поедут третьим составом. Тут весь вопрос как позиционировать ведь. Не опера, так мюзикл будет.
sandro_iz_che
3 ноя, 2011 08:50 (UTC)
мы вежливо ответим, что у нас нет сцены, достойной принять такое масштабное действо.
dirijer
3 ноя, 2011 13:29 (UTC)
Это кто высокий? Черняков? Да он карлик - типа Медведева 160 см рост. Вы его с кем-о спутали
dernaive
3 ноя, 2011 13:54 (UTC)
Вы правы, спутал. С Никольским-Светозаром.